– Понимаешь, это должно быть как у художников Возрождения. Обнаженность её не опошляет, но лишь возвышает, делает ещё более неприступной, ещё более загадочной. Нет, меня не интересует современная “чернуха”. А она теперь везде – даже в музыке, даже в живописи. Нет! Всё это нужно выбросить на помойку. Сейчас же! – говорящий молодой человек всё больше разгорячался и нервно постукивал по столу донышком допитой уже чашки кофе. – Идеал Возрождения, Античности! Это чаша чистоты, к которой просто необходимо приложиться! Знаешь, как у Мандельштама: “Бессонница. Гомер. Тугие паруса...”
Собеседница разгоряченного молодого человека, женщина неопределенного возраста, лишь скептически усмехнулась, выслушивая произносимую с таким жаром тираду.
– Ты, племянничек, не захмелей-то, прикладываясь к сей чаше!
– Опять пелена непонимания. Хуже того – желания не понять.
– Дорогой, ну, конечно же, я тебя не пойму. Слишком уж возвышенно! И оставь бога ради чашку в покое! У тебя их не так много осталось. А двадцать восемь – это уже не шутки. Женись и образумься, а не Мандельштама тут цитируй!
– Нет,– нетерпеливо прервал её собеседник,– Опять ты глупости говоришь! Как это всё мелочно, гадко!
– Одно хорошо – твоя вожделенная картина!
– Да, картина. И я напишу её.
– Слышала я это. Слышала. Ты, мой милый, фантазер. Неисправимый фантазер. Это же надо! Искать девушку, которая позировала бы тебе обнаженной, но при всём при том оставалась ангельски чистой и целомудренной. Тебе с крылышками, или как? Дорогой, да какая же девушка будет целые часы простаивать голая, в неудобной позе, да к тому же за “спасибо”! Ты безнадежен. Ты самый безнадежный идеалист и романтик из всех, кого я знаю. Взгляни на нашу, не такую уж грешную, землю. Не всё-то тебе в облаках парить!
– Ну, тётя, поздравляю! Ты умудрилась так долго говорить, но не сказать ровным счетом ничего.
Жаль, что ты ничего так и не услышал. Жаль... – и тут же совсем другим тоном,– Я тебе сосиски принесла. В холодильнике. И хлеба купила. Не забывай тут обедать.
И дальше в том же духе.
Молодой человек уже не слушал её, думая о чём-то своём.
Он был невысок и худощав. Он, со своей смуглой кожей, живыми светло-карими глазами и непокорными волосами. капризными тёмными прядками оттенявшими лоб, казался совсем мальчиком – трудно было поверить в то, что несколько дней назад ему “стукнуло” уже двадцать восемь.
А еще, как и сказала тетя, он был романтиком. Может быть, потому что он был художником. Нет, он не просто закончил Академию Художеств и получил соответствующую отметку в стандартном дипломе. Он был настоящим художником, мечтающим осчастливить мир новым шедевром. Шедевром чистым и значимым. Он видел свою будущую картину как живую – обнаженная девушка стоит на коленях, сзади – окно с тяжелыми алыми занавесями и лучик солнца, пробиваясь сквозь алый бархат, чуть золотит круглое теплое плечо.
Он знал и то, что для Картины нужна совершенно особенная девушка. Не знал он лишь то, где ее найти.
В метро и в автобусе он заглядывал в очередное отштампованное раскрашенное лицо, и тут же брезгливо отшатывался – это была опять не она.
И вот однажды ( прошло уже три дня после последней беседы с тетушкой ), в дверь позвонили. Сухой, равнодушный звонок.
Он долго возился с замком, который почему-то упорно не желал открываться. Наконец, дверь открылась... Его глаза выхватили стандартные черные сапожки, коричневое, довольно тусклое, пальто с песцом. И вдруг, как удар грома, её лицо. Что-то особенное неповторимое и неуловимое, словно аромат забытой розы, было в этом лице. Мягкие серые глаза... Алой замшевой ленточкой – полоска рта... Она взглянула на него, кончиками узких пальцев поправила прядку на непокрытой голове...
– Меня послала Ваша тетя... Наталья Дмитриевна... Она говорила, Вам нужна натурщица...
– ... Наверное, она не объяснила насчет денег... и вообще...
– Нет, я знаю.
– И согласились.
– Я пришла.
– Проходите,– просто сказал он, наконец заметив, что они все еще стоят в общем коридорчике.
Всего лишь один шаг – и вот она уже в прихожей. Смотрит на него... Медленно расстегивает верхнюю пуговку непристойно-коричневого своего пальто... Вот пальто уже снято. На ней белая обтягивающая водолазка, серая, с пуговками, юбка, какие-то темные колготки. Все так же глядя на него, она тянет вверх нижний край водолазки... Белый, с бантиком, полуоткрытый лифчик... Отдаленное, прекрасное, почти совершенное, тело...
– Пойду разогрею чайник,– отворачивается он. Направляясь на кухню, он остро чувствует спиной ее присутствие.
Он наливает в чайник воду, включает плиту, поворачивается к шкафу и достает чашки – маленькие, одна – в оранжевый горошек, другая – в грязновато-розовый цветочек с болотного цвета листиками... И вдруг молнией – за спиной она.
Нет, он не слышал ее легких шагов, но вдруг, как-то сразу, осознал ее присутствие. Повернулся... Действительно...
Наглая гороховатая чашка падает и разбивается об пол.
– Я подберу. Где ведро? – она наклоняется и, поблескивая водолазкой, ловко начинает собирать осколки.
– Последняя осталась... Тетя грозила железные подарить,– незначительно говорит он.
Она поднимает на него серые озерные глаза :
– Будем пить чай в фужерах для шампанского.
Сразу же как только она ушла, он сел за стол, пытаясь поймать, запечатлеть ускользающий куда-то образ. В скором времени весь пол у рабочего стола оказался завален смятыми клоками бумаги и щепками от изломанного карандаша. Потом, поняв тщетность попыток, он просто брал листы и, комкая, бросал на пол. Брал, комкал и бросал. Комкал и бросал.
Уже несколько раз приходила она к нему. В единственной комнате, отведенной под мастерскую, (на ночь он вытаскивал раскладушку) создавался новый шедевр эпохи, огонек, мерцающий в новое возрождение.
Она идеально подходила ко всем его замыслам. У нее было удивительное тело – ничуть не полное, но все какое-то округлое, гибкое, нежное, гладкое. А как оттеняли ее жуткие алые портьеры! Какой невыносимо-прекрасной, отдаленной, величественной была она!
Каким недостижимым идеалом казалась! Но если лишь стремиться к этому идеалу, уже через это должно прийти очищение, облагораживание.
Они почти не разговаривали. Она – просто приходила, шла в комнату, раздевалась и, часа на два, застывала в неудобной позе, обнаженная, в плохо отапливаемой квартире.
Он – хватался за “орудия производства” – и все вообще переставало существовать для него. Но, наверное, именно в эти зимние дни они были счастливы.
Он никогда не просил разрешение проводить ее, ничего не знал о ней. Он не знал даже ее имени. Как-то вечером, когда он работал над портьерами на картине, позвонила тетя. Спросила о какой-то Танечке. Он ничего не понял, сказал, что никакой Танечки и не знает. Тетя удивленно-разочарованно пробормотала что-то насчет того, что она думала что “Танечка подойдет...” и предложила приехать. На это он весьма нелюбезно заявил, что сосисками обеспечен вплоть до следующего лета, следовательно, у нее нет повода к появлению.
Только повесив трубку, он вдруг сообразил, что его Незнакомка и может быть Танечкой”. Нет, это нелепо... Но, как бы там не было, она должна остаться для него той самой незнакомкой, тем самым недостижимым идеалом.
Три месяца продолжались их странные встречи. Он писал неторопливо и тщательно. Но вот картина уже почти закончена.
Он не мог и представить себе, что придет день, когда его незнакомка больше не придет... Конечно, он думал о ней, задавал себе вопросы, на которые не ждал ни от кого ответов, удивлялся тому, что каждый день она может выкраивать время для прихода в его мастерскую. Удивляла его и ее свободная, даже чуть неземная, манера раздеваться. Легко и свободно, ничуть не смущаясь, скидывала она свои покровы, и всегда очень аккуратненько раскладывала их на стульчике.
Никогда ему еще не было так хорошо и так спокойно.
Но вот однажды вечером налетели, словно стая саранчи, друзья. “Ты должен с нами выпить” – утверждали они, потряхивая зелеными бутылками. И напрасно он пытался отнекиваться.
Увидели картину.
– Какая женщина! Познакомь!
– За нее надо непременно выпить!
И он выпил. Потом еще... А потом они всей гурьбой пошли в захудаленький Найт-клуб не более чем местного значения. Он никогда не бывал в подобных заведениях, да и не пил никогда столько... Все было как в тумане, все расплывалось и текло. Реальность, словно тошнота к горлу, подступала рывками. Клетчатый грязный пол... обшарпанные стены... чьи-то искаженные пьяные лица... и опять только радужные пятна.
Вдруг, эти яркие пятна-мазки сложились в до боли знакомое лицо. “Ага”,– приветствовал он свой мираж.
И вдруг – рядом голос : – Смотри-ка! Девчонка с портрета!
Мозаика сложилась. Он понял, что это действительно она. Плавными, расчетливо-соблазнительными движениями стаскивала она с себя остатки нелепо блестящей одежды... Гремела бравурная безобразная музыка... А внизу – похотливо бесновались мужики.
Он вышел, покачиваясь.
На следующее утро была, как водится, головная боль. Но, страшнее этой боли – обычный звонок в привычное время. Он открыл, встав у нее на пути. Она удивленно посмотрела на него.
– Я был там вчера, – просто сказал он.
И она все поняла.
– Но имеешь ли ты право упрекать меня за это?
– Извини , но ты должна уйти. Навсегда.
– Ты уверен?
– Да.
– Ну что же, придуманный образ всегда дороже реальности.
Она отвернулась и пошла. Он молчал...
Она оглянулась только раз, у лифта, выжидающе взглянула на него... Он молчал по-прежнему. Он стоял и молчал долго еще после того, как затих внизу гул лифта.
Потом он закрыл дверь и тихо пошел в мастерскую. Там он остановился около картины и долго молча смотрел на обнаженную девушку на преступно-алом фоне портьер.
Он взял в руки кисть и, густо обмакнув ее в белую краску, стал пририсовывать длинную складчатую тунику.
Сайт создан в системе uCoz